Бухгалтерский и налоговый учёт

Любая современная организация нуждается в отчётности, поскольку только с её помощью возможно осуществлять контроль за доходами и расходами, а также любыми другими действиями.

При этом неважно, какого она размера, ведь и для огромной корпорации, и для небольшого бизнеса всё равно нужен бухгалтер, который будет сводить отчёты, тщательно следить за их заполнением и тем самым контролировать организацию и проводимых в ней операций.

Таких факторов может быть множество - помимо очевидных расходов на заработную плату сотрудникам и доходов, производится движение активов, закупку товаров и оборудования, продажу и многое другое. Таким образов необходим тщательный хозучёт, который, в свою очередь, включает в себя и ведение бухгалтерии.

Однако многие постоянно путают бухгалтерский и налоговый учет, несмотря на их разницу. Поэтому стоит заранее выяснить различия в их ведении, особенности, сопутствующие документы и многое другое, а также понять, как эффективно сблизить обе отчётности, чтобы избежать распространённых ошибок.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Бухгалтерский

Бухгалтерия ведёт отчёт по всем имущественным операциям, которые совершаются внутри бизнес-фирмы. Не имеет значения их масштаб, поскольку декларируются даже самые незначительные, так или иначе связанные с компанией.

Бухучёт отображает в своих документах всё происходящее, что так или иначе приводят к изменению капитала. Впоследствии отчётность собирается воедино, тщательно сортируется и упорядочивается для исключения ошибок.

Любые действия, которые затрагивают имущество или обязательства, в свою очередь являются целью бухучёта. Однако кто его проводит? Обычно для крупного бизнеса таким занимается специально выделенный отдел профессиональных бухгалтеров.

Однако в последнее время всё чаще подобную работу отдают сторонним специалистам. Это не только сокращает расходы, но и позволяет более эффективно использовать ресурсы, не теряя ничего взамен.

Также это наиболее привлекательный вариант для мелких предприятий, у которых нет возможности или даже места для создания бухгалтерии. К тому же он не требует дополнительного обучения работников, ведь все дела передаются профессионалам с внушительным опытом.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Цели

Заполнение бухучёта позволяет выполнить следующее:

  • выявить любые отрицательные результаты и её хозяйственного процесса. Тщательный анализ документации поможет разыскать слабое звено в её управлении и устранить его для вывода баланса в плюс;
  • выявление скрытых резервов. Они необходимы для создания так называемой “подушки”, которая позволит обеспечить дополнительную финансовую устойчивость в случае проблем;
  • контролировать и проверять выполнение различных правил и внутриорганизационных уставов, следить за корректным выполнением заданных нормативов и смет. В случае наличия проблемы правильно заполненная документация позволит разобраться в причинах её возникновения и способах устранения;
  • выявить целесообразность тех или иных действий - как самих процессов, которые осуществляет фирма, так и использования её ресурсов. При этом считаются не только материальные затраты, но и трудовые, что позволяет найти баланс и оптимизировать работу.

Поэтому бухгалтерский учёт - надёжный способ проконтролировать состояние и движение имущества, проследить за оптимальным распоряжением её капитала и направлять в нужное русло для достижения максимальной пользы.

Кроме того, это позволит соблюдать все законодательные нормы, чтобы избежать различных штрафов от контролирующих органов.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Что такое налогучёт

Причина, по которой оба вида путают между собой, довольно проста - объектом его внимания точно так же считается любая деятельность в хозяйственном плане. То есть для него тоже открыты все операции, которые проводятся в фирме. Однако, несмотря на схожесть в исходном плане, налогучёт систематизирует данную информацию в иных целях.

Помните, что всё обязано выполняться в рамках действующего законодательства, один из важнейших пунктов которого - нормы государственного налогообложения.

Таким образом налоговые отчёты необходимы для того, чтобы подтверждать корректность выполнения, а также следить за начислением и уплатой налогов в казну. Зачастую это тесно связано с бухучётом, однако в некоторых случаях ведётся отдельно от него, опираясь на собственные данные и иные системы расчёта.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Особенности

Ведение налогучёта производится в интересах будущих пользователей двух типов:

  • внешних. К ним относятся все, кто не имеет прямого отношения к компании. Обобщая, ими являются разнообразные налоговые службы - госорганы контроля деятельности и норм налогообложения. В их интересах следить за тем, чтобы организация исправно выполняла свои обязательства по выплате налогов, не утаивая ничего;
  • внутренних. К ним, в свою очередь, относится руководство и администрация. Помимо контроля за соблюдением налогообложения, их цель также - разумная оптимизация ресурсов, их контроль и перераспределение. То есть, как и в случае бухучёта, это помогает оптимизировать размер налогов и просчитать возможные риски, чтобы подготовиться к ним или вовсе избежать.

Ведение организации без обоих типов учёта попросту невозможно, поскольку это лишает возможности её контролировать и управлять расходами.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Различия

Несмотря на то, что оба учёта используют одни и те же данные, их конечные цели значительно различаются. Это и становится причиной появления множества различий в заполнении, что, в свою очередь, требует высокой грамотности работника.

Бухучёт несёт за собой необходимости контролировать внутреннюю деятельность, провести её оценку и оптимизацию, в то время как второй важен для соответствия требованиям закона и налогообложения.

По этой причине нужно соблюдать нюансы, которые значительно отличаются в зависимости от формы:

  • нормативные положения, которые формируют различный порядок и форму проведения;
  • различия в зависимости от типа. Стоит помнить, что бухучёт напрямую зависит от её вида - коммерческой или бюджетной, что и формирует конечную форму документов. Налогучёт же полностью автономен и един для любых разновидностей, включая формы документации и место их заполнения;
  • способы определения доходов. В первом случае используется только один метод, а в налоговом же следует использовать дополнительный кассовый, за счёт чего итоговые показатели отличаются. Кроме того, он подразумевает разделение доходов на прямые и косвенные, каждый из которых также обладает своими особенностями;
  • также имеет место быть разное определение понятия расходов;
  • определённые операции учитываются в одном, но при этом не отражаются в другом. К ним, например, относятся дополнительные выплаты сотрудникам либо передача чего-либо в дар, поскольку, по закону, такие операции не облагаются налогами.

Бухгалтерский и налоговый учёт

Таким образом любой бизнес должен вести сразу два виду отчётности. Это не только налагает большую ответственность, но и напрямую отражается на компании. Поэтому многие аспекты были сближены Федеральным законом от 20 апреля 2014 года.

Впрочем, необходимость в квалифицированных специалистах и подробной аналитике состояния документов никуда не ушла. Поэтому стоит обратиться к сторонним группам, которые помогут вести различные виды учёта с минимальными затратами и максимальным эффектом.

Вам так же может пригодиться